Что такое управленческий учет? | A-TECHS
Что такое управленческий учет?

Если об этом спросить членов профессионального сообщества: руководителей финансовых служб и руководителей финансовых подразделений, а также специалистов консалтинговых компаний, то внятного ответа вы не получите, кроме самых общих определений из книг по теории управленческого учета, что-то типа: «управленческий учет — это нерегламентированный учет, для которого нет стандартов» или «управленческий учет — это система получения информации для управления компанией» или «учет не для внешних, а для внутренних пользователей» или (и это самый большой трэш) «для нас управленческий учет — это МСФО» и прочее, что не дает ответа на вопрос.

Можно попробовать найти ответ в книгах Палий, у него есть описание «зеркальных счетов», с помощью которых можно получить управленческую информацию, но по-моему мнению и он не отвечает на этот вопрос. При том, что учет не обязательно должен строиться на счетах (то есть на двойной записи), даже напротив управленческий учет чаще строится на оборотных регистрах, чем на регистрах бухгалтерии (забегая вперед, и используя термины, которые мы еще не объяснили).

Так что же такое, управленческий учет? Можно ли дать более точное определение, чем «учет для управления компанией» -:). По-моему мнению, это возможно. Правда перед этим нужно рассмотреть следующий вопрос: «а чем вообще управляет менеджмент компании»?

Я не говорю о теоретических аспектах, которых можно найти в книгах по менеджменту. Начиная с Файоля — открывателя «Менеджмента» как науки, практически все труды об этом. Менеджмент — наука об управлении, поэтому, конечно все труды там только об этом. Но мой вопрос немного из другой области, я не о том, что менеджмент управляет конфликтами, изменениями, развивает креативность подчиненных, ставит задачи и следит за их исполнением, разрабатывает стратегию развития и прочее, прочее, прочее, о чем можно написать 1 млн страниц.

Давайте представим, пришел директор Газпрома на работу, выпил кофе, открыл свой компьютер, что дальше? Чем он управляет? Где те «краники и вентили», подкрутив которые можно улучшить или снизить эффективность компании?

Забегая вперед, вот именно эти показатели и войдут в «управленческую отчетность», но даже не столько и не только они, а еще и то, что математически влияет на эти показатели. Более точное определение мы попробуем дать после нескольких практических примеров…

Чем управляет торговая компания?

Чем управляет торговая компания? Ценой? Для конкурентных рынков — это не возможно, цена определяется независимо от отдельных участников. Себестоимостью? Логистика торговых компаний менее инвариативна, чем для производственных компаний: «покупают у одних и тех же, везут одинаковыми каналами, с примерно одинаковой ценой, и себестоимость Пятерочки и Перекрестка примерно одинаковая. Может рекламой? Возможно, но трудно представить, что директор торговой компании приходит и начинает смотреть бюджет на рекламу… Расположением торговых точек? Да, территориальная доступность для покупателя крайне важна, но это только часть проблемы, которую решает торговая компания…

Торговая компания в первую очередь управляет «количеством товаров» на своих складах. Количество товаров тем больше, чем больше — «широта линейки» (1), количество торговых точек (2) и просто количество товаров каждой единицы товара. Это едва ли не самый важный показатель от которого зависит выручка торговой компании (помним, что цена и себестоимость на конкурентных рынках примерна одинакова для всех игроков). Приведем несколько примеров, для иллюстрации, как «количество товара» влияет на выручку.

Два магазина, в одном есть пиво всех марок, в другом только ходовых. Компания молодежи выбирает в какой магазин пойти. И самым главным аргументом будет: пойдем в Большой, там все себе найдут пиво по душе, в Маленьком найдут многие, но не все.

Зная, что в вашем магазине нет спичек, ваш постоянный покупатель пошел в другой магазин, и кроме спичек купил месячный перечень продуктов. У вас не было спичек, но при этом вы лишились недельной закупки вашего постоянного клиента.

Художник пришел покупать краски, и выбрал 100 видов красок из имеющихся 1 000, а в другом магазине выбрал 5 000, так как в том магазине было 100 000 цветов и оттенков красок.

Муж и жена выбирают себе машину, но хотят машину необычного фиолетового цвета, и они купят в том салоне, в котором есть машины всех 100 000 цветов (то есть широкий модельный ряд).

Кроме широты линейки на выручку так же влияет и количество торговых точек, если у нас был один магазин, то была одна выручка, а два одинаковых магазины дадут двойную выручку.

В селе, в котором живет 10 человек, в магазине покупают 10 коробок спичек в месяц, но в начале месяца в магазин пришли туристы, и купили весь месячный запас. После чего все жители села купили спички в соседней деревне. Если бы на начало месяца в магазине было 20 коробков спичек, то выручка магазины была бы 20 коробков, вместо 10. (то есть если количество товара увеличило бы выручку).

Покупатель не найдя у нас всего один раз молоко, которое он пьет стал ходить в магазин на другой стороне улицы. И мы потеряли выручку этого клиента. Ширина линейки и количество торговых точек — повышает выручку. Значит, торговой компании требуется выложить в своих торговых точках самую широкую линейку, а также и открыть как можно больше торговых точек. НО… компания сталкивается с тем, что количество денежных средств ограничено, да, хорошо бы было выстроить миллион магазинов, и в каждом из них миллиард единиц товара, но это невозможно, где взять столько денег?

Деньги ресурс ограниченный, и тогда задача приобретает законченную формулировку: торговая компания управляет «количеством товара», при ограниченном количестве денег.

И нужно еще добавить, что товар нужно заказывать за месяцы вперед (до полугода), то есть менеджменту нужно понимать свои продажи и закупки (точный приход товара) в будущем (иногда до полугода вперед).

То есть сколько и чего купить — это и есть самая главная задача торговой компании. Управление ассортиментом и количеством товара — это главная задача торговой компании.

Вспоминаем про «управленческую отчетность». Управленческую отчетность торговой компании, это отчетность, которая покажет, какой товар «вымывается» в этом периоде быстрее, и требует либо увеличить цену для сохранения «ширины линейки» либо увеличить заказ поставщику (если мы успеваем) или перебросить товар с другой торговой точки или перекупить его (чаще дороже) у своих конкурентов. Отчетность, которая позволит правильно сформировать заказ поставщику, чтобы ТОВАРА БЫЛО РОВНО СТОЛЬКО, ЧТОБЫ НИ ОДИН ПОКУПАТЕЛЬ НЕ УШЕЛ БЕЗ ПОКУПКИ, НО ПРИ ЭТОМ ТОВАРА БЫЛО РОВНО СТОЛЬКО, СКОЛЬКО ЕГО КУПЯТ.

Возможные примеры управленческой отчетности.

Конечно, это только демонстрационные примеры, для многих компаний упр.отчетность может быть другой. Итак, для строительной компании — упр.отчетность — это получение отчетности о фактических затратах строительства в разрезе этапов работ (как в смете), чтобы можно было понять, в каком этапе работ произошли отклонения. И за счет чего они произошли (простои, завышенная цена на материалы, ошибка, приведшая к демонтажу и повторному выполнению работ и пр.), а также отслеживание в реальном времени затрат, для реакции на завышение цены (остановка простоя) и пр.

Для арендной компании — вакантность (невостребованность объектов аренды), сравнение стоимости аренды с конкурентами, зависимость цены от разных параметров (для квартир — расположение от метро и пр.)

Для проектной консалтинговой компании управленческий учет — это учет часов работы каждого сотрудника по проектам и видам работ, чтобы можно было использовать сотрудников на работах на разных проектах (руководители проектов в этом случае, как бы покупают часы сотрудников у компании, и стараются так организовать работы, чтобы сделать больше, а занимать сотрудников на меньшее время).

Для производственной компании управленческий учет — это время простоя рабочих центров, и время на перемещение и хранение запасов и полуфабрикатов.

Для магазина — это может быть статистическая информация о количестве клиентов в течении дня, чтобы так сформировать рабочие смены продавцов, чтобы в обед и утром, когда покупателей в разы меньше, в магазине было продавцов меньше, чем вечером, когда наплыв покупателей большой.

Теперь мы можем попробовать сформулировать, что же такое Управленческий учет. УУ — это система сбора и обработки информации о тех параметрах компании, изменение (управление) которыми повышает эффективность компании — (в конечном итоге прибыль). Из приведенных примеров можно понять, что управленческая отчетность может не требовать двойной записи, и МСФО не является ее заменителем.